Такое ощущение, что про пиры у князя в былинах сказано не меньше, чем о богатырских подвигах.
А чем богатыря на нем угощают первым делом? (Или не угощают, чтоб обиду нанести?) Верно, ковшом столетнего мёда!
И что ж за напиток такой этот мёд, что ему столько внимания уделялось? Первый эпитет, приходящий на ум, – загадочный. Пишут о нем многие, но уж больно велики расхождения. Тем более, что, помимо мёдов ставленых, существовали еще и мёды хмельные, а также варёные.
Есть расхождения по технологиям. Одни считают, что мёд диких пчёл просто смешивали с натуральным ягодным соком, заливали в просмоленные бочки и зарывали в землю.
Вторые полагают процесс более сложным: мёд разбавляли водой, выпаривали (получая не более четверти от начального объема!), заквашивали и клали в котел с ягодами. Эта смесь бродила, её томили в печах и лишь после этого разливали в бочки и закапывали.
Нет единогласия и по срокам выдержки. Сто лет должен был стоять настоящий мёд! В чуть поздние времена (в Х – XI веках) стали удовлетворяться и полувековым.
Другие авторитеты сообщают, что ставленый мёд выдерживался 35-40 лет или хотя бы 15-20, но и десятилетним напитком не пренебрегали. А вот 7-8- летний полагался «молодым», «сырым» и даже «плохим».
Даже по размерам бочек есть расхождения. Обычно считается, что подходящими были лишь бочки на 120-150 ведер (это, между прочим, полторы, а то и две тонны!). Но в других источниках бочки называют бочонками, размер которых, по всей видимости, куда меньше.
Скорее всего, технологии с веками менялись, так что здесь практически каждый по-своему прав.
Но хоть так, хоть этак на вопрос посмотреть, выходит вот что. Собрать столько мёда простому бортнику было не под силу, пусть Русь и называли мёдоточивой страной. И оставлять такое богатство внукам и правнукам могли лишь князья и бояре, а позже монастыри. Притом, ставленый мёд однозначно был напитком праздничного пиршественного стола даже для самых богатых людей.
Второй вывод способен сделать каждый: раз прилагались такие усилия и затрачивались такие средства, то уж, наверное, результат того стоил!
Каков он был, этот столетний (или хотя бы четвертьвековой) мёд, можно лишь предполагать. Технология почти однозначно говорит о полном отсутствии сивушных масел и о крепости не более 20 градусов. Напиток должен был сохранить яркий медово-ягодный вкус, при том не быть таким уж приторно-сладким, как может показаться, ведь часть сахаров ушла на брожение, к тому же в мед изначально добавлен кислый ягодный сок. А вот аромат! А цвет! А консистенция! Столетние коньяки и односолодовые виски рядом не стояли...
Нет, здесь необходимо прерваться.
Владимир Кузьмин
Эта статья опубликована в газете ПИТАНИЕ.РФ №5 (май 2014 г.)
Экзамены – большое испытание для детей и взрослых. К счастью, у нас под рукой всегда есть надежные помощники. С высокими нагрузками и возбуждением легче справиться, если готовить расслабляющие напитки. Как правильно заваривать успокаивающие чаи?
Кто и когда начал делать леденцы на палочке, неизвестно. Видимо, идея носилась в воздухе, потому что эти удобные конфеты изготовляли в разных городах и селах.
Вопросов о вегетарианстве в человеческой истории было много всегда. Почему мы должны есть животных? Разве мы не травоядные? Неужели можно обрести счастье, отнимая у живых существ жизнь? Как съесть курицу или корову, если они мыслят точно так же, как и мы?
Не желаете ли закуску из рыбьих щек? А может, борща из ананаса? А не подать ли цельного запеченного зубра на вертеле? А соус из вяленых оленьих языков?
В наши дни рестораны - явление привычное. Однако пару веков назад ситуация была иной. Отечественный общепит только зарождался, и процесс этот был не быстрым.
У вас бывает, что, когда читаете книгу и видите описание какого-нибудь необычного кушанья, возникает желание сразу пойти на кухню и попробовать приготовить самому? У меня - постоянно. Особенно когда перечитываю романы Булгакова.
Давайте поститься вкусно! Если обратиться к традиционному питанию сибиряков, мы увидим, что постный стол действительно был основан на растительной пище. Сибирские купцы предлагали особый, вкусный ассортимент в Великий Пост.
Готовясь к празднику, каждая хозяйка тщательно продумывает меню своего торжественного стола. Салаты, закуски… Но я точно знаю: есть одно блюдо, которое украсит любой стол в любой праздник: ПИРОГИ!
В предверии дня Матери, который отмечается 25 ноября, мы, авторы газеты «Питание.РФ» решили поделиться с нашими читателями воспоминаниями о любимом блюде, которое готовила мама.
Однажды за чайным столом возник вопрос: как отличить повидло от джема? Или это одно и то же, только называется по-разному? Мнения разделились. Пришлось углубиться в тему.
Заполняются полки кладовых и погребов. Посмотрите внимательно на свои запасы. Ничего не забыли? Соленые огурцы, маринованные помидоры, малиновое варенье, сливовая наливка.
- Как, наливки нет? Значит, ваша заготовительная компания не закончена!
Все просто, без затей, однако именно ботвинью называли в ХIХ королевой русских холодных супов. Постепенно с деревенского стола ботвинья перекочевала на стол помещичий, оттуда в дома горожан, а там и в меню великосветских обедов.
Долгой сибирской зимой главное – не замерзнуть. Для этого надо тепло одеться и плотно поесть. Это хорошо понимали наши предки, не зря они проявляли такое большое пристрастие именно к мясным блюдам...
До появления картофеля на Руси репа была своеобразным овощным лидером и в питании русского народа играла ту же роль, что и картофель сегодня. Вспомним хотя бы известные сказки...
Вкусно поесть, да ещё и в хорошей компании, ну что может быть приятнее! И вот, к концу 19 – началу 20 вв. в сибирском губернском городе Томске открылось большое количество заведений, где можно было это сделать. Любой томич или гость заезжий мог найти себе заведение по душе.
Блюдо названо в честь графа Александра Григорьевича Строганова (1795-1891), последнего в роду Строгановых. Долгое время А.Г.Строганов был генерал-губернатором Новороссии, жил и умер в Одессе, где был избран после отставки почётным гражданином города.
Загадочный народ. Живы ли они еще? Небольшое племя на восточном побережье озера Лобнор (МНР) — единственная на Земле группа людей, открытая в XIX в., которая не знала хлеба или ему подобных заменителей, как все другие народы, и обладала своей особой системой питания.