Сто лет тому назад времени для этих утех было более чем достаточно. Самый роскошный и самый скоростной поезд «Транссибирский экспресс» преодолевал расстояние от Иркутска до Москвы за 9 суток.
В составе транссибирского экспресса только синие и желтые вагоны, то есть вагоны первого и второго класса. Это не считая вагона-электростанции, церкви, ресторана, багажного вагона. И вагона-салона с широкими обзорными окнами, диванами и небольшой библиотекой. Есть желание проехаться, господа? Хотя бы виртуально?
Для такого роскошного поезда нужны соответствующие пассажиры. Давайте представим себе даму в шляпке «недавно из Парижа», провожаемую мужчинами, к которым обращаются «ваше высокородие».
Двери купе открываются в коридоры, так что пассажиры предпочитают оставаться на перроне, пока носильщики заносят багаж.
И с полной уверенностью можно предполагать, что носильщики занесут в каждое купе, помимо чемоданов и коробок, еще и увесистую корзину с продуктами. Кто же отпустит в дальнюю дорогу гостя или родственника без солидного припаса! И не важно, едет пассажирка скромным зеленым вагоном третьего класса (наш привычный плацкарт) или в темно-синем.
Съестные припасы будут отличаться качеством, но куда в меньшей степени содержанием. Ведь в дорогу берут продукты, способные не испортиться подольше. Пироги с разными начинками, буженина, копчёности, колбасы и балыки. И почти всегда в наборе вареная курица и крутые яйца. Это обязательно для любого класса!
Носильщики закончили свою работу. Наша дама, опираясь на руку кондуктора, поднимается по ступенькам желтого вагона. Проходит туалетный тамбур, отделанный красным деревом и зеркалами, входит в свое купе с панелями из орехового дерева. Завязывается светская беседа с попутчицей. Вскоре звучит предложение испить чая.
По нажатию кнопки электрического звонка прибегает мальчик, выслушивает заказ, предлагает к чаю свежую выпечку, варенье из лесной земляники и алтайский мед. Но пассажирки в ответ просят лишь оказать помощь в распаковке собственных припасов.
Поезд преодолел немалое расстояние, за окнами темнеет. Проводник вежливо стучит в дверь и предлагает отужинать в ресторане. Дамы легко соглашаются: где как не за столами завести знакомство с остальными пассажирами, с которыми придется коротать полторы недели.
Меню не самое обширное - дорожное-с! - но изысканное и, как обычно, составляет микс из русской и французской кухонь. Так что пассажиры выбирают между консоме и ухой по-царски, пожарской котлетой и ростбифом, сухим вареньем и бламанже. Имеется прекрасный выбор вин, а также горячих и прохладительных напитков: шоколад, кофе, чай, фруктовые воды, квасы.
Столы сервированы замечательным фарфором и столовым серебром. Официанты вышколены. За всем и за всеми присматривает буфетчик, являющийся здесь и метрдотелем.
После ужина ресторан превращается в клуб. Затеваются карточные игры, кто-то начинает музицировать на пианино. Вкусная еда и уют быстро сплотили пассажиров в дружную компанию.
Вагоны-рестораны появились в России много позже, чем в Европе. На международных рейсах и в таких роскошных составах, как наш, - в начале 90-х годов XIX столетия. Впрочем, транссибирский экспресс имел одно несомненное преимущество перед любым другим поездом: вагонов, а следовательно, пассажиров было немного. Настолько, что практически все желающие имели возможность отобедать почти единовременно. В противных случаях, проводники раздавали билетики на обслуживание в ресторане, где кормили сеансами и по типовому меню.
Широкое распространение вагоны-рестораны получили к 1912 году. Тогда же появилась традиция предлагать пассажирам чай.
Как и чем питались пассажиры до этого времени, если по каким-то причинам не смогли захватить в дорогу своего съестного?
Они имели возможность за умеренную плату достать у кондукторов, уборщиков, истопников тот же чай и простенькие закуски. Могли послать кондуктора в станционный буфет за съестным и напитками. На любой крупной станции поезда стояли долго, и в привокзальных буфетах можно было поесть и горячую пищу. При этом идти в буфет не было нужды, еду к вагонам приносили официанты.
Качество предлагаемой еды, за редкими исключениями, было отменным. Обычно сравнение блюд в ресторане с железнодорожной едой было комплиментом. Иные станционные буфеты и ресторации имели такую славу, что в них за много верст ездили специально.
У нашей дамы возможностей поесть со всем удовольствием и удобствами непосредственно в поезде и даже в своем купе, как вы уже поняли, более чем предостаточно. Тем не менее и она вместе с попутчиками для разнообразия или ради прославившего данную станцию блюда время от времени посещает пристанционные буфеты. Все ж таки дополнительное развлечение.
И все равно, вернувшись в свой вагон, многие вскоре вновь тянутся к вкуснопахнущим корзинам и жмут кнопку электрического звонка, чтобы заказать у кондуктора чай или кофе, вино или пиво из ресторана.
И в моей жизни был период, когда в дороге приходилось проводить времени не менее, чем дома. При этом случалось «прыгать» с поезда на поезд, зачастую не запасшись ничем.
Изредка встречались вагоны-рестораны с вполне достойной едой, но даже в этих случаях она явно не стоила той цены, которую за нее приходилось платить.
Во время остановок поесть в привокзальном ресторане успеть невозможно.
А если ты к тому же стеснен в средствах?
Выручали бабушки, приторговывающие на перроне горячей картошечкой, солеными огурчиками и прочими «деликатесами».
Но сегодня бабушек разогнали. Цены на напитки и лапшу быстрого приготовления в киосках на перронах взлетели до цены ресторанного блюда.
И куды пассажиру податься? Только спать...
Владимир Кузьмин